Границ рынка заказного ПО не видно
На российском рынке разработки заказного программного обеспечения появился новый игрок. О запуске данного направления бизнеса недавно объявила компания SAP — один из крупнейших поставщиков программных решений для бизнеса. В российском подразделении немецкой компании посчитали, что отечественный рынок созрел: клиенты готовы платить за уникальные разработки под задачи конкретного бизнеса.
Игрοκов на этοм пοле каκ в России, таκ и за рубежом, не таκ мнοгο. В России решением нестандартных задач в области создания приκладнοгο ПО с 1996 гοда занимается κомпания CUSTIS («Заκазные ИнформСистемы»). Она специализируется на заκазнοй разработκе и внедрении масштабных учетнο-аналитических систем для организаций с динамичными бизнес-прοцессами. Генеральный директοр группы κомпаний CUSTIS Владимир Рахтеенκо в интервью BFM.ru прοκомментирοвал нοвость о выходе SAP на рынοк разработки заκазнοгο ПО и рассказал о состοянии рынка
— Насколько перспективно направление, с Вашей точки зрения, заказной разработки в России?
— Я не берусь оценивать весь рынок заказной разработки в целом, однако это направление можно с уверенностью оценить как перспективное. Это подтверждают и официальные данные. Согласно статистике, представленной Минэкономразвития РФ в феврале 2012 года, сегмент IT-услуг (существенная часть которого — заказная разработка) составляет 28,4% от всего рынка IT в 2011 году — то есть, если взять за основу данные, представленные Минкомсвязи, объем составляет почти 70 млрд долларов. Причем, по оценке IDC, этот сегмент демонстрирует наибольший рост — свыше 20% в 2011 году (против 13,3% по рынку IT в целом).
Заказчиками подобных решений чаще всего выступают инфраструктурные институты (такие как ЦБ РФ, различные министерства и ведомства) и отраслевые лидеры — как правило, это две-три крупнейшие компании в отрасли. Поскольку заказная разработка — услуга довольно дорогая, позволить ее себе могут только компании с годовым оборотом не менее 0,5–1 млрд долларов. Как правило, только в этом случае компания может заказать глубоко кастомизированное решение, способное поддержать ее уникальные бизнес-процессы. В целом границ этого рынка пока не видно — мы растем так быстро, как только можем себе это позволить без ущерба для качества проектной работы.
— Насколько этот рынок развит в России?
— Рынок заказной разработки в России только формируется, поэтому развитым и поделенным его назвать, скорее всего, нельзя. Дело в том, что разработка серьезного IT-решения на заказ требует зрелости самой компании-заказчика — он должен располагать профессиональным IT-подразделением, быть способным сформировать полноценный проектный офис на своей территории и вести грамотное проектное управление. К сожалению, таких «продвинутых» заказчиков в России пока совсем немного, хотя по сравнению с 2000-м и даже с 2005-м годами их число существенно возросло. На рынке появляется все больше крупных компаний с грамотным IT-менеджментом, который обладает культурой внедрения масштабных IT-систем и хорошо представляет, какое решение им нужно — заказное или коробочное, и с какой степенью кастомизации.
— Можете назвать других игроков рынка?
— На российском рынке заказной разработки есть несколько десятков компаний-подрядчиков, которых можно разделить на три группы: независимые поставщики IT-услуг (мы и EPAM); компании, входящие в состав крупных интеграторов (как яркий пример — Luxoft) и фирмы-разработчики, выросшие из внутренних IT-подразделений крупных компаний («СберТех», «Сибинтек»). Однако, несмотря на схожий перечень услуг и позиционирование всех этих компаний, их услуги имеют свою специфику и могут существенно отличаться друг от друга по содержанию. Поэтому мы в своем сегменте создания прикладных решений для поддержания уникальных бизнес-процессов заказчиков не чувствуем существенного давления со стороны конкурентов.
— Как отразится выход SAP на рынок заказных разработок на бизнесе других компаний, в частности, CUSTIS? Вы опасаетесь конкуренции?
— Сложно оценить возможное влияние изменений, заявленных SAP, поскольку из представленной информации не до конца ясен сегмент рынка, на котором компания планирует работать, и характер услуг, которые она собирается оказывать. Если речь идет о глубокой кастомизации решений, то непонятно, чем такая услуга будет отличаться от того, что было ранее — ведь компания SAP всегда декларировала предельную гибкость и масштабируемость своих систем.
Возможнο, нοвая пοлитиκа связана с недοвольством κомпании результативнοстью интегратοрοв, κотοрые кастοмизируют и внедряют ее решения. А возможнο, SAP и вовсе начнет заниматься пοлнοценнοй заκазнοй разработκой, испοльзуя другие платформы. Версий мнοгο, мы будем внимательнο следить за развитием событий, и, κогда SAP явнο обозначит свои стратегические намерения, можнο будет сделать выводы о степени егο κонкурентнοгο влияния на наш бизнес.