Новый беспилотник умеет то, что остальным не под силу
Ни крыльев, ни хвоста, ни фюзеляжа — это изобретение имеет мало сходств с привычным летательным аппаратом. Разработка напоминает летающий вентилятор: из деталей только двигатель, винт и направляющие лопасти. Это новый беспилотник. Он умеет то, что остальным не под силу: взлетать вертикально вверх, перемещаться внутри зданий и садитсья без посадочной полосы.
«Такая схема имеет много преимуществ по сравнению с классической самолетной и вертолетной. То есть, как вы видите, вентилятор находится в кольце. Это и позволяет ему летать в условиях пересеченной местности, вблизи зданий, внутри зданий», — поясняет инженер вентляторной лаборатории ЦАГИ Дмитрий Шаров.
Шар в носовой части — это грузовой отсек. За ним электродвигатель и винт, а дальше — спрямляющий аппарат. Он гасит вихрь воздуха за рабочим колесом. Движением управляют закрылки. За счет необычной архитектуры беспилотнику не нужно пусковое устройство. А летать может даже в городе — он умеет зависать на месте и огибать препятствия.
«Он может автономно летать. Соответственно, может иметь алгоритм управления зашитый: летать по программе по заданному маршруту. Либо можно переходить в режим ручного управления», — перечисляет все возможности полетных заданий для нового российского дрона начальник отдела внутренней аэродинамики авиационных и промышленных систем МК ЦАГИ Виктор Митрофович.
Прежде чем приступить к прοбным пοлетам, беспилотниκ испытывают в аэрοдинамичесκой трубе. Сκорοсть воздуха здесь 130 километрοв в час. Аппарат приκрепляют к аэрοдинамическим весам. Таκ можнο измерить вектοр силы, чтοбы пοтοм рассчитать траектοрию.
Одна из моделей создана специальнο для испытаний. Данные пοступают на κомпьютер, и на их оснοве стрοят алгοритм управления.
Сейчас инженеры ЦАГИ моделируют взлет — только земля не внизу, а вверху.
«Сверху у нас экран имеется. Можно его поднимать-опускать, а мы будем смотреть взаимодействие с экраном, как в реальном полете с различными зданиями», — показывает испытательный стенд инженер вентиляторной лаборатории ЦАГИ Дмитрий Шаров.
Разработкой уже заинтересовалось МЧС. Но применений у нее гораздо больше, чем обычная разведка. Беспилотник может вести съемку и перемещать грузы, патрулировать здания и городские улицы. Размеры тоже могут быть любыми — от 15 сантиметров до двух метров. Впереди — испытания на полигоне.